10 июля 2020 года первый российский человекоподобный робот Promobot стал сотрудником пермского МФЦ. Внешность робота создала нейросеть. Робот принимает посетителей, сканирует документы и составляет заявления.
Бояться потерять рабочее место — рано. Человекоподобные роботы помогают и автоматизируют рабочие процессы, но часто вызывают дискомфорт у людей. От лёгкой тревоги до отвращения и паники. Боязнь человекоподобных созданий назвали эффектом «зловещей долины». А его преодоление стало важной задачей в робототехнике.
От гипотезы до научной теории
Впервые гипотезу сформулировал японский робототехник Масахиро Мори в 1970 году. Учёный утверждал — чем больше роботы похожи на людей, тем больше они привлекательны и располагают к себе. Особенно если могут двигаться. Но когда разница между человеком и роботом становится минимальна, люди испытывают страх или неприязнь. Если продолжать повышать сходство, то постепенно страх отступает, а робот снова воспринимается позитивно. Такая эмоциональная реакция и называется эффектом «зловещей долины».
Промышленные роботы с мигающими лампочками или гуманоидные милашки с приятным голосовым пакетом вызывают у людей положительные эмоции. Человекоподобные андроиды с неестественной мимикой, но с анатомически верным строением тела, настоящей кожей и волосами вызывают тревогу и дискомфорт.
Истоки дискомфорта от общения с роботами исследуют с 1970 года. Есть три интересных теории:
- Страх между человеческим и нечеловеческим. Психолог Кристин Лусер и нейробиолог Талия Уитли доказали, что человеческий мозг отличает живое от неживого и разумное от неразумного. Там, где у неживого существа появляются зачатки человеческого, и возникает эффект «зловещей долины». Как это работает: выражать чувства через эмоции могут только живые и разумные существа. Поэтому смеющаяся кукла или андроид вызывают дискомфорт.
- Страх перед интеллектом. Профессор нейробиологии Курт Грей и профессор психологии Дэниел Вегнер доказали, что «умные» роботы пугают больше. Как это работает: даже гуманоиды, лишь отдалённо похожие на людей, вызывают тревогу, если обладают высоким интеллектом и обучаются. Роботы, чьё поведение и развитие сложно предсказать, кажутся опасными. В то время как «глупые» роботы, строго выполняющие команды, не вызывают дискомфорта.
- Дискомфорт от поведения. Доктор Анжела Тинвелл, старший преподаватель университета Болтон, провела исследования и написала книгу об эффекте «зловещей долины». Она доказала, что дискомфорт от общения с роботом — ответная реакция на поведение, отклоняющееся от нормы. Чем отклонений больше, тем более пугающим становится робот. Как это работает: рассинхронизация речи и эмоций, вычурная мимика, перепады интонаций, ломаные движения
В 2019 году эффект «зловещей долины» получил биологическое обоснование. С помощью аппарата МРТ изучали реакцию в префронтальной коре мозга на неживые объекты, похожие и непохожие на человека. Исследователи доказали, что чувство страха и дискомфорта при общении с роботами связано с реакцией нейронов. Наш мозг без труда определяет отклонения от нормы и на всякий случай запускает защитный механизм. Страх или отвращение должны спасти нас от потенциально опасных контактов. Так что дело не в психике, а в механизмах работы нервной системы.
Немецкие учёные обнаружили, что эффект «зловещей долины» проявляется и у макак-резус. Приматам показывали разные изображения обезьян и записывали реакцию. Макаки отказывались смотреть на безволосых и серых обезьян, демонстрируя эффект «зловещей долины».
Почувствовать эффект «зловещей долины»
Посмотрите два видео, чтобы протестировать, насколько вы подвержены эффекту. Проанализируйте эмоции, которые вызывают роботы. Если дискомфортно или тревожно, а видео напоминают кадры из хорроров — это «зловещая долина».
Зрителям не нравятся реалистичные мультфильмы
Влияние эффекта «зловещей долины» чувствуют не только робототехники, но и разработчики игр, режиссеры и мультипликаторы. Несовершенная работа с графикой, намеренное приближение к реализму вызывает негативную реакцию. Персонажи теряют свою самобытность и эмоциональность. Тем самым вызывая неприязнь. Так вышло с ремейком мультфильма «Король лев».
Режиссер фильма «Робот по имени Чаппи» Нил Бломкамп считает, что вскоре разработчики игр и художники компьютерной графики перестанут сталкиваться с «зловещей долиной» в своей работе.
Две основные идеи Бломкампа:
- Развитие технологий позволит создать идеальную модель человека и перешагнуть через «зловещую долину»;
- Люди привыкают к роботам, несовершенным моделям в играх и фильмах, тревога сменяется принятием.
В робототехнике есть удачные попытки избежать «зловещей долины». Например, просто не использовать чрезмерную хуманизацию. Американская компания Boston Dynamics создаёт роботов-ассистентов, которых чаще считают милыми, чем пугающими.
Компания Promobot также успешно справляется с этой задачей. Промоботы водят экскурсии, привлекают гостей в рестораны, работают администраторами отелей. Пока речь идёт о гуманоидных роботах, но начало положено.
«Наша сверхзадача — сломать барьер человеко-машинного взаимодействия», — говорит председатель совета директоров компании Promobot, Алексей Южаков
Первый человекоподобный Promobot уже получил больше положительных отзывов от клиентов, чем сотрудники МФЦ. Посмотрим как быстро роботы заполнят сферу услуг и станут частью нашей повседневной жизни.