01.03.2021
Наш канал в Telegram: https://t.me/berzaru

Может ли искусственный интеллект стать композитором

Может ли ИИ стать композитором

Искусственный интеллект всё больше внедряется в сферу креативной индустрии. Нейросеть уже стала художником — в 2018 году написанную ей картину продали на аукционе за $400 тыс. Такие события порождают новую волну рассуждений критиков как об авторстве, так и о границах искусства в целом.

Технологии искусственного интеллекта всё больше проникают и в музыку. Это связано с набирающими популярность стриминговыми платформами и в целом с ростом спроса на цифровой контент. Для подбора рекомендаций на музыкальных сервисах уже давно используется нейросеть.

По оценкам аналитиков, рынок программного обеспечения для производства музыки вырастет на $368 млн в ближайшие четыре года.

Пока композиторы и музыканты спорят, может ли машина творить, разработчики вместе с музыкальными теоретиками создают всё новые стартапы по использованию искусственного интеллекта в музыке.

Искусственный интеллект как музыкант

Спрос на стоковую музыку очень высок. Пока музыку на заказ пишут в основном композиторы-люди, но скорее всего в скором будущем это станет одной из тех самых профессий, в которой нас заменят роботы. Появляется всё больше стартапов по созданию музыки. Её покупают для рекламы, блогов, подкастов, игр и фильмов.

Emily Howell

В 2003 году учёный и музыкант Дэвид Коуп создал программу Emily Howell. Она анализировала работы классических композиторов и собственные сочинения Коупа и на их основе создавала собственное стилизованное произведение. Особенность этой программы в том, что она может корректировать своё произведение по заданным пользователем параметрам. Альбом From Darkness, Light стал самым популярным её творением.

AIVA

AIVA (Artificial Intelligence Virtual Artist) — один из самых известных на сегодняшний день виртуальных композиторов. Разработчики создали нейросеть, которая пишет музыку для кино, рекламы и видеоигр в формате MIDI. В 2017 году мобильная игра PixelField купила музыку, созданную проектом AIVA.

Popgun

Popgun — это программа для создания поп-музыки. Она может как создавать оригинальные произведения, так и писать бас и барабаны, аккомпанировать вокалистам. Она даже умеет импровизировать вместе с музыкантами, заканчивая за них музыкальные фрагменты и даже делать мастеринг.

DarwinTunes

Группа учёных из Лондона изобрела так называемый «эволюционный алгоритм». Его суть состоит в том, что выбранные музыкальные фрагменты эволюционируют, постепенно видоизменяясь и превращаясь в новую музыку.

Endel

Проект был разработан в 2018 году, его сооснователем стал российский журналист Олег Ставицкий. Endel — это сервис по персонализированному созданию музыки. Пользователь задаёт цель — расслабление, концентрация, снижение тревожности, занятия спортом, а алгоритм генерирует музыку на основе множества параметров: погоды, времени суток и даже циркадных ритмов.

MXX Music

Это программа для тех, кто работает с видео-контентом. Те кто совершенно не разбирается в музыке смогут самостоятельно написать саундтрек к своему видеоролику. Пользователь может редактировать музыку, менять темп и интенсивность звучания.

Flow Machines

Проект Flow Machines создан в парижской лаборатории Sony. Это искусственный интеллект, который пишет музыку в каком-то заданном стиле. Для того чтобы написать композицию, программа делает анализ. К примеру, если ей задали написать соул, она производит вычисления, чтобы выяснить, какие в стиле чаще всего встречаются аккордовые последовательности, мелодические и ритмические рисунки. На основе этого программа создаёт шаблон, затем варьирует его. Далее пользователь отбирает сгенерированные программой музыкальные фрагменты и так получается оригинальное произведение. Вот, например, написанная алгоритмом Flow Machines песня в стиле The Beatles.

Amper

Проект Amper создан для написания и продюсирования музыки. Это первый в истории искусственный интеллект, написавший целый альбом с вокалом «I AM AI» («Я — искусственный интеллект»). Его выпустила певица Тэрин Саузерн в 2017 году.

Asaii

Asaii — это пример использования ИИ в области шоу бизнеса. Алгоритм Asaii помогает маркетологам найти на стриминговых платформах малоизвестные и перспективные проекты. Этот стартап купил Apple в 2018 году.

Разработчики Яндекса тоже выпустили альбом, стилизованный под музыку Егора Летова, написанный нейросетью. Он называется «Нейронная оборона». И музыка, и тексты для него были созданы искусственным интеллектом.

Искусственный интеллект для музыкантов

NSynth Super

У компании Google есть открытое ПО Magenta, созданное для того чтобы использовать ИИ в творческом процессе. NSynth Super или «нейросинтезотор» — один из проектов Magenta для музыкантов. Это программа, которая с помощью алгоритма исследует акустические параметры и на этой основе создаёт абсолютно новые звуки и сэмплы. Синтезатор может использовать до четырёх разных источников, с помощью которых можно синтезировать до 100 тыс. новых звуков.

Continuator

Франсуа Паше — пионер компьютерной музыки. Он работал в области машинной импровизации и создал программу Continuator. Это система интерактивной музыкальной импровизации в реальном времени. В её основе — цепь Маркова. Это принцип, по которому состояние текущего фрагмента зависит от предыдущего. Музыку проверяли по тесту Тьюринга, отличить живую импровизацию от импровизации ИИ не получилось.

Genjam

Программу Genjam создал учёный и музыкант Джон Байлс для компьютерной джазовой импровизации. Алгоритм подстраивается под игру музыканта и становится полноценным музыкальным партнёром.

Может ли робот создавать искусство?

Вопрос о том, какой эффект окажет искусственный интеллект на искусство, так и остаётся открытым. На стыке творчества и высоких технологий создаются всё новые проекты.

Разработчики из компании Aara представили миру проект «НейроКандинский» — искусственный интеллект, создающий картины. Программа перевела на визуальный язык песню группы Альянс «На заре», используя принципы синергии музыки и живописи из теоретических работ Кандинского. Чтобы получить такой результат, разработчики обучили нейронную сеть на работах Кандинского — «Москва I», которая написана под впечатлением от оперы «Лоэнгрин» Вагнера, «Импрессия III» под впечатлением от Шёнберга. На примере этих картин нейросеть проанализировала, принципы, по которым связаны картины и музыка, и использовала их в своей работе.

В этом году в Нидерландах состоялся музыкальный конкурс Al Song Contest для искусственного интеллекта. Он проходил при поддержке Евровидения и собрал 13 команд-участниц из разных стран. Команда из Голландии Can Al Kick it представила песню, написанную нейросетью, которая обучалась на базе всех песен, с которыми когда-либо звучали на Евровидении. В конкурсе участвовала единственная неевропейская команда — команда из Австралии. Она использовала в композиции звуки живой природы — коал, кукабарр и других представителей местной фауны. Это укрепило позиции разработчиков ИИ в сфере музыки.

Что думают эксперты

Новые технологии в искусстве всегда встречали противодействие. С появлением синтезаторов одни композиторы начали экспериментировать с электронной музыкой, у других они вызвали недоверие. Кто-то считал, что искусственный звук никогда не сможет заменить акустический. А сейчас синтезаторы стали базовым инструментом для создания поп-музыки.

Некоторые и сейчас опасаются, что из-за ИИ станет больше шаблонной и безжизненной музыки. Автор стоковой музыки Олександр Игнатов считает, что машина не способна написать саундтрек к фильму, который бы вызывал мурашки, и называет «фастфудом» музыку, написанную программой.

«Можно сделать машину, которая будет неплохо имитировать музыку, но не уверен, что в ней будет душа. Чего-то будет не хватать. У артиста всегда есть эго, он стремится к чему-то, у него есть желание, потребность в славе, мечты, желание стать бессмертным, известным, получить внимание. Как можно заставить машину иметь такой драйв?» — говорил в интервью Apparat британский музыкальный критик Саймон Рейнольдс.

В это время некоторые композиторы уже начали использовать ИИ-программы для написания поп-музыки. Владимир Поникаровский считает искусственный интеллект хорошим подспорьем для профессиональных композиторов.

«ИИ может предложить нам большее количество вариантов, чем это сделает автор, – отметила композитор Ольга Бочихина в разговоре с корреспондентом «Музыкальной жизни». – Но при этом результат все равно будет опосредован выбором, который сделает человек, работающий с этим искусственным интеллектом»

Искусственный интеллект может анализировать огромные объёмы данных за считанные минуты. Ни один человек на такое не способен. Уже ясно, что этим искусственный интеллект изменит процесс создания музыки. Но разработчики считают, что в области музыки ИИ всё ещё находится на раннем этапе развития. Пока компьютер скорее ассистирует музыкантам в написании трека, а не создаёт его полностью сам.

Статья написана в партнёрстве со Skillbox.