20.04.2024
Подписывайтесь на Telegram-канал по ссылке

Нейроинтерфейсы помогут школьникам лучше учиться

Нейроинтерфейсы помогут школьникам лучше учиться

Специалисты нейро-стартапа выяснили можно ли выполнять «домашку» силой мысли, в виртуальной реальности? Повысив при этом концентрацию и внимание? Учёные предложили школьникам выполнить задания с помощью нейротехнологий, подключив их к интерфейсу «мозг-компьютер».

Пилотный проект проходил в школах Москвы и Казани. Дети, учителя и родители согласились протестировать новое оборудование. Третьеклассники из «А» и «Б» классов вошли в экспериментальную группу, ученики из «В» и «Г» классов — в контрольную. Сначала ребята проходили обычные тесты: на определение их уровня концентрации и внимания, рабочей памяти и другие.

Затем — эксперимент. В течение полугода в школах прошли 14 необычных уроков по математике и окружающему миру. Третьеклассники решали тесты по предмету, надев шлемы виртуальной реальности. Одновременно к ним были подключены датчики нейроинтерфейса, которые считывали сигналы мозга. VR-уроки занимали от 20 до 40 минут.

Какие были задания? Например, такие. «Как называется жидкий минерал?» (Варианты — торф, ртуть, кварц и другие). «Сколько ножек у трёх сороконожек?» (Варианты — 130, 120,140, 160) «Сколько ушей у шести ежей?» (Варианты — 15, 12, 10, 14). Чтобы «нажать» на ответ, нужно было концентрировать на нём внимание.

Контрольная группа — третьеклассники без шлемов и датчиков — выполняли те же тесты, но без нейро-оборудования.

В результате учёные установили, что когнитивные функции учеников из экспериментальной группы улучшились. Сами школьники отметили, что «управлять силой мысли было интересно» и VR им понравился больше, чем «скучный устный счёт».

«Интерфейс интуитивно понятен, задания не очень сложные. С выбором правильного варианта проблем обычно не было, кроме одного случая: мы случайно допустили ошибку в задании — и весь класс это заметил. Наши дети стали внимательно проверять всё, что мы им предлагали. Работать было очень интересно: в третьем классе дети ведут себя непосредственно и искренне. Если им понравился квиз, они тут же сообщат об этом, не понравился — тоже», — говорит коммерческий директор стартапа Татьяна Александрова.

После 10 сеансов работы с VR-шлемом и нейроинтерфейсом у детей из экспериментальной группы снизились импульсивность и эмоциональная возбудимость, улучшились когнитивное ингибирование (концентрированного внимания) и сознательный контроль, выросли концентрация внимания и скорость поиска правильного решения.

Учитель начальных классов Светлана Буеракова отметила: «Дети с удовольствием работают в VR-очках. Они полностью погружаются в урок».

«Это наиболее перспективный российский стартап в сфере неинвазивных нейроинтерфейсов. Использование VR вместе с нейроинтерфейсами позволяет педагогам получать дополнительную информацию о реакции учеников на образовательный контент. Так что это весьма перспективная идея: можно создавать идеальные образовательные сценарии. Похожие технологии применяются не только в образовании, но и в маркетинговых исследованиях», — говорит Алексей Каленчук, директор по акселерации Фонда «Сколково».

«Современные технологии и элементы геймификации в обучении влияют на вовлечённость и мотивацию. Но если технологии дополненной реальности сегодня применяются практически в каждой школе, включая нашу гимназию, то с VR все немного сложнее. Отчасти это связано со стоимостью VR-оборудования и сопутствующих программ, необходимостью иметь специальное помещение. Нельзя забывать и о дискуссиях вокруг избыточности взаимодействия ребёнка с цифровой средой и её влиянии на здоровье. При этом, темпы роста EdTech-рынка вдохновляют, и, на наш взгляд, наиболее востребованными будут те продукты, которые будут разработаны в плотной методической коллаборации со школами. То есть — будут отвечать задачам учебных программ и целям обучения, а также помогут школьникам участвовать в том, в чём без VR это было бы невозможно. Выполнять сложные лабораторные работы, путешествовать внутри космических систем или микроэлементов, визуализировать трудные для понимания процессы, а также материи, которые невозможно потрогать», — рассказывает Оксана Демьяненко, директор Международной гимназии.