24.04.2024
Подписывайтесь на Telegram-канал по ссылке

Самарские учёные разработали способ определять неадекватных людей с помощью виртуальной реальности

Определение неадекватных людей с помощью виртуальной реальности

Специалисты Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ) разработали способ психодиагностики человека в виртуальной реальности на склонность к девиантному поведению. Эту методику могут применять HR-службы и службы безопасности компании, например, при приёме человека на работу.

С помощью VR-теста можно определить познавательные способности и личностные характеристики человека. Во время тестирования рассматривается множество показателей, на основании которых формируется психопортрет. Среди них врабатываемость (то, насколько быстро человек включается в работу), устойчивость, агрессивность, эффективность работы, эмоциональная возбудимость, самооценка и другие. Каждый показатель оценивается по шкале низкий, средний и высокий. В конце программа выдаёт описание человека, на основании которого HR-менеджер может сделать выводы.

«Мы можем ответить на такие серьёзные вопросы, как склонен ли человек к алкоголизму, воровству, будет ли он врать начальству, завышая собственные результаты работы, — рассказал руководитель проекта Сергей Ровнов. — Эти метрики чётко понятны любому руководителю и помогают решить, нужен ему этот сотрудник или нет».

Чтобы провести тестирование, в виртуальной среде на человека воздействуют различными способами: внезапная смена обстановки, аудиальные стимулы, например, вой сирен или стук в дверь — то, что выведет человека из зоны комфорта и может вызвать раздражение.

«Существует огромное количество традиционных тестов, с помощью которых человека оценивают психологи — опросники, показ различных изображений и другие, — говорит директор Института инновационного развития СамГМУ Сергей Чаплыгин. — Но мы решили это делать в VR, потому что здесь мы можем оценить, нервничает ли человек по тому, как у него лежит рука на курке джойстика. То, насколько сильно он на него нажимает, показывает, уверен ли он в своем действии. По повороту головы понятно, насколько человек оценивает обстановку в виртуальном пространстве, а не только смотрит на собеседника и так далее. То есть то, что делает психолог субъективно в рамках обычных тестов, у нас всё делает машина и выдаёт четкие метрики».

Чтобы метод был максимально эффективен, специалисты СамГМУ провели исследование на фокус-группах. Каждый участник прошел тестирование по классической методике и с помощью VR. Для объективизации исследований использовали не только виртуальную реальность, но и замеряли физиологические параметры человека: оценивали электроэнцефалограмму, электрическую активность кожи, пульс. С помощью этих показателей можно увидеть, например, что человек раздражён или нервничает. Если результаты таких тестов и тестов в виртуальной реальности разнились, специалисты дорабатывали методику. Сейчас продукт уже доступен для потребителей.