29.03.2024
Подписывайтесь на Telegram-канал по ссылке

Розничная торговля в эпоху цифровых технологий

Розничная торговля в эпоху цифровых технологий

В 2020 году индустрия ритейла пережила крупнейшую трансформацию за последние 30 лет. В оборот вошёл термин «Ритейл 4.0» — он описывает масштабную цифровизацию в розничной торговле и изменение предпочтений потребителей. Повсеместное использование ПК и смартфонов для поиска и заказа товаров заставило ритейлеров по-новому взглянуть на возможности виртуальных магазинов.

Пандемия COVID-19 и самоизоляция задали новые стандарты в розничной торговле. В условиях карантина посещение физических магазинов и контакт покупателей с продавцом и товаром ограничен, поэтому торговые компании вынуждены искать альтернативные способы обслуживания.

Сложившаяся рыночная конъюнктура спровоцировала резкий рост количества «dark stores» — так называемых магазинов без покупателей. По большей части, они представляют собой пункты выдачи онлайн-заказов. В рамках Ритейл 4.0 представлены все современные инструменты и алгоритмы продаж, которые используют ритейлеры с целью улучшить покупательский опыт.

VR/AR — визуализация продукта в различных средах

Виртуальная реальность (VR) — одно из самых многообещающих технологических нововведений в ритейле. Оно набирает популярность как в физических магазинах, так и в электронной коммерции. VR предлагает покупателю опробовать продукт и лучше изучить его функционал в виртуальной среде. Очки виртуальной реальности уже сейчас могут составить конкуренцию традиционным витринам и примерочным.

Устройства дополненной реальности (AR) помогают генерировать персонализированные предложения, настраивать интерактивные дисплеи и быстрее находить информацию о продуктах. Кроме того, системы AR применяются в целях брендинга материальных товаров.

AI — коммуникация и персонализация предложения

Системы искусственного интеллекта (AI) позволяют ритейлерам внедрять дополнительные услуги (голосовые помощники, чат-боты), а также собирать и анализировать данные на основе технологий распознавания эмоций.

Чат-боты имитируют взаимодействие покупателя с продавцом и предоставляют персонализированную информационную поддержку в режиме 24/7. Виртуальные помощники используют AI для выполнения команд и генерирования ответов на вопросы покупателей. В формате переписки они помогают определиться с выбором товара на основе его характеристик.

Системы AI обрабатывают клиентские данные и предоставляют продавцам обширную информацию о потребительском опыте. Эти сведения необходимы для того, чтобы прогнозировать поведение покупателей и анализировать обратную связь.

IoT — оптимизация торгового пространства

Датчики интернета вещей (IoT) собирают и преобразуют данные об объектах окружающей среды и взаимодействуют с потребителем в режиме реального времени, а затем отправляют собранные данные продавцу. С их помощью можно отследить, как покупатель передвигается по торговому залу и сколько времени тратит на шопинг. На основе полученных данных продавец может обустроить торговое помещение и выкладку товара таким образом, чтобы повысить уровень конверсии во всех его точках.

С точки зрения покупательского опыта, технологии с датчиками IoT делают пространство магазина более интерактивным и комфортным. Продавец использует сведения с датчиков IoT, чтобы отправлять покупателям персонализированные предложения и сообщать о скидках сразу после входа в магазин.

Сканеры штрих-кодов и QR-кодов мгновенно отображают дополнительную информацию о продукте — его размер, цвет, местоположение и наличие в магазине, а также показывают интернет-отзывы других покупателей. Функции интеллектуального шопинга позволяют отправить запрос о помощи через мобильное устройство и просмотреть рекомендованные товары. Бесконтактные сканеры экономят время покупателей — освобождают их от необходимости стоять в очереди и предлагают сразу же перейти к оплате.

RPA — экологичная доставка, упаковка и подробное консультирование покупателей

Роботизированная автоматизация процессов (RPA) также находит широкое применение в ритейле. Помимо помощи покупателям с поиском товаров и специальных предложений, роботы значительно упрощают процесс оплаты покупок. Они эффективно взаимодействуют с посетителями магазина за счёт системы распознавания эмоций, проводят опросы пользователей и дают рекомендации насчёт покупок. Роботы анализируют данные о возрасте, местонахождении и истории покупок человека и предлагают лучшее решение.

Клиентам особенно интересно наблюдать за работой ассистентов-андроидов. Их появление в торговых залах создаёт резонанс вокруг имени компании и положительно сказывается на её репутации. Роботы принимают заказы в центрах дистрибуции. Им можно доверить работу на складе и подготовку товаров к отправке (упаковка, сортировка и др.).

Розничная сеть Walmart считается первопроходцем в вопросе внедрения технологических новшеств. Сейчас сеть проводит эксперименты с дронами — экологичной альтернативой традиционной транспортной доставке покупок.

Аналитика больших данных, геолокационные сервисы и искусственный интеллект ощутимо меняют методы розничной торговли. В покупательской среде с растущим предложением потребители становятся более избирательными. Поэтому продавцы обращаются к технологиям, чтобы успевать за быстро меняющимися предпочтениями клиентов, увеличить свою долю на рынке и представить свои товары и услуги в выгодном свете. Внедрение цифровых разработок помогает увеличить объём продаж, снизить затраты на персонал, а также исключить ошибки, вызванные человеческим фактором. Цифровая трансформация сегодня — это важный шаг для любой торговой компании, которая идёт в ногу со временем и ценит лояльность своих клиентов.