20.04.2024
Подписывайтесь на Telegram-канал по ссылке

Виртуальная реальность снижает уровень тревожности

Влияние VR на уровень тревожности

Исследователи из Московского государственного психолого-педагогического университета изучили, как технология виртуальной реальности влияет на людей с разными типами тревожности. В ходе эксперимента учёных из МГППУ 120 испытуемых в течение 20 минут использовали релаксационное VR-приложение Ocean Rift. Под расслабляющие звуки океана в нём можно исследовать подводный мир и его морских жителей: дельфинов, акул, черепах, китов. Для лучшего вовлечения в VR-среду участники контрольной группы заранее выбрали из виртуальных локаций самую, по их мнению, приятную. Ей оказалось путешествие с дельфинами.

Исследование опубликовано на портале психологических изданий PsyJournals.ru. В эксперименте участвовали мужчины и женщины в возрасте от 18 до 54 лет с разным уровнем ситуативной тревожности: от среднего до повышенного. Ситуативная тревожность — это состояние беспокойства, напряжения и нервозности, вызванное раздражающим внешним фактором, например, если человек испытал стресс из-за конфликта. Ещё бывает личностная тревожность — это уже не разовая реакция психики, а стабильное свойство личности.

Группы с низким и средним уровнем тревожности не почувствовали никакого релаксационного воздействия от путешествия по виртуальной среде. Участники отметили, что испытали положительные эмоции, но VR для них оказалась, скорее, простым развлечением, но никак не способом снятия напряжения. Группа с повышенным уровнем ситуативной тревожности, напротив, после взаимодействия с VR-средой сообщила об улучшении своего состояния. После сеанса участники чувствовали себя спокойнее и радостнее, прошло ощущение внезапной угрозы вместе со скованностью и напряжением в теле. Испытуемые чувствовали приятное тепло в теле, улучшилась координация рук, усилилось ощущение внутреннего удовлетворения. Отрицательным эффектом стало лёгкое головокружение после использования VR-приложения.

О положительных свойствах VR учёные говорят уже несколько лет. Например, недавнее исследование из Новой Зеландии посвящено терапии воздействия виртуальной реальности или VRET. Эта особая форма терапии, при которой пациенты не расслабляются с помощью релаксационных приложений, а наоборот, постоянно подвергаются травмирующему раздражителю. В смоделированной ситуации пациент постепенно и многократно проживает неприятный опыт, благодаря чему учится управлять своим поведением, и уровень тревожности снижается. Например, людей с социальной тревожностью авторы исследования «помещали» на виртуальное собеседование, а испытуемых со страхом публичных выступлений — в виртуальный класс и конференц-зал.

VR-технологии могут расширить возможности и музыкальной терапии. В одном исследовании участников помещали в виртуальный концертный зал, где они могли петь и выступать. В рамках другого эксперимента VR использовалась для усовершенствования арт-терапии с помощью программы виртуальной живописи. Возможности виртуальной реальности помогают и в нейробиоуправлении — это метод, при котором человек может регулировать и изменять ритмы собственного мозга.

«Сегодня виртуальная реальность в основном используется как один из компонентов общей системы терапевтического вмешательства. Возможности его применения как самостоятельного направления в научной среде всё ещё обсуждаются», — говорит Мария Маринова, сотрудник МГППУ и автор научной работы.