29.03.2024
Подписывайтесь на Telegram-канал по ссылке

Чат-боты помогают оказывать эффективную психологическую помощь

Чат-боты помогают оказывать эффективную психологическую помощь

Исследователи сколковской компании iCognito, деятельность которой связана с созданием компьютерных программ в сфере психотерапии, отчитались об эффективности одной из своих недавних разработок, связанной с чат-ботами и психологической помощью в сфере отношений.

«Наше исследование убедительно демонстрирует, что чат-боты действительно способны оказывать эффективную психологическую помощь. У людей, прошедших программу, существенно повысилась удовлетворенность отношениями по сравнению с контрольной группой. Подобные результаты вдохновляют, ведь чат-боты, в отличие от специалистов-психологов, могут обслуживать сотни тысяч людей одновременно и практически бесплатно. Мы можем легко масштабировать эффект на массовую аудиторию при минимальных издержках. Важно и то, что участники высоко оценили комфортность общения и уровень доверия по отношению к чат-боту. Это соответствует результатам западных исследований, которые предполагают, что между людьми и искусственным интеллектом могут быть установлены терапевтические отношения в контексте психического здоровья. Конечно, чат-боты не смогут полностью заменить специалистов и не подходят для людей с тяжелыми формами психических расстройств, но они могут выполнять существенную часть работы по диагностике психологических проблем на основе алгоритмов. Кроме того, используя передовые методы онлайн-образования, они могут научить базовым навыкам самопомощи: как управлять своим настроением, снимать стресс, конструктивно общаться и решать проблемы. Если мы найдем способы, как эффективно сочетать цифровые инструменты с услугами специалистов, определим, в каких сферах люди и роботы могут быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы, это позволит совершить качественный прорыв в сфере охраны психического здоровья», — уверяет руководитель iCognito Ольга Троицкая.

Программа по отношениям стала пилотным продуктом компании iCognito, которая работает над распространением технологии цифрового психолога на другие сферы и над созданием серии программ в сфере преодоления стресса, депрессии и детско-родительских отношений.

Компания iCognito ведёт свои разработки в качестве участника Сколково уже полтора года с целью расширить массовый доступ к психологической помощи за счет цифровых технологий. По данным экспертов, спрос в этой области увеличивается во всем мире, и в том числе в России: от 10 до 15% российского населения страдают от депрессивных и тревожных расстройств в разные периоды жизни. До 70% испытывают повышенный стресс, негативно влияющий на их жизнь. Более 60% браков в России заканчиваются разводами, и по количеству разводов Россия опережает любую страну ОЭСР. Однако предложение услуг в этой области существенно отстает от спроса. Согласно проведенным исследованиям, лишь 2% россиян обращаются к психологу или психотерапевту в моменты душевных переживаний и проблем в отношениях. При этом доля тех, кто исключает саму возможность обращения к специалистам, выросла с 47% в 2006 году до 71% в 2018 году. Такая динамика обусловлена тем, что большинство людей не осознают пользу обращения к специалистам, не доверяют качеству подготовки психологов и этой профессии в целом, а также обеспокоены высокой стоимостью услуг.

Возможный способ если не решить проблему, то хотя бы минимизировать последствия — использовать современные технологии.

«Онлайн-программы самопомощи дают многообещающие результаты. Например, у участников онлайн-программ, страдающих от депрессии и тревожности, были обнаружены существенные улучшения не только сразу после прохождения программы, но и спустя год после ее окончания. Исследования эффективности онлайн-программы по отношениям Ourrelationship.com, разработанной в 2013 году по заказу Национального института здоровья США, показали, что программа способствует повышению удовлетворенности отношениями и снижению конфликтности и может служить бюджетной альтернативой парной терапии», — пишут Ольга Троицкая и ее соавтор Анастасия Батхина, к.псих.н., научный сотрудник и преподаватель НИУ ВШЭ.

Программа «Отношения» была разработана с целью распространить знание о научно обоснованных методах психологической самопомощи среди российских пар, испытывающих трудности в отношениях. В основе программы лежит серия диалогов с «цифровым психологом» (чат-ботом) на темы, связанные с отношениями в паре, поясняет Ольга Троицкая. Диалоги основаны на работах по психотерапии пар А.Бека, С.Джонсон, Д.Готтмана, К.Хальвега, Ф.Даттилио, Э.Редигера и других ведущих мировых учёных. Чат-бот задаёт вопросы на основании клинических опросников и протоколов, облекая их в разговорную форму, присваивает ответам пользователя статус переменных, вычисляет значения ответов по формулам и дает персонализированную обратную связь по результатам вычисления. Такой формат обеспечивает интерактивность и позволяет удерживать внимание за счёт быстрого обмена сообщениями.

Исследование эффективности программы «Отношения» проходило в мае 2020 года. Участники исследования были случайным образом разделены на две группы: одной группе было предложено пройти программу iCognito, другой – прочитать качественные книги по психологии отношений – «Обними меня крепче» Сьюзен Джонсон и «Семь принципов счастливого брака» Джона Готтмана. В начале и конце эксперимента обе группы заполняли серию опросников, признанных в научном сообществе – шкалы Relational Assessment Scale, Quality of Marriage Index, EQ Scale in Relationship и другие. Использование программы показало существенно более значимые результаты по сравнению с библиотерапией (чтением книг). При повторном опросе у пользователей программы «Отношения» iCognito повысились показатели удовлетворенности отношениями, измеренные при помощи двух разных методик, повысился уровень нежности, конструктивной коммуникации, гармоничности отношений, уровень счастья в отношениях, желание сохранить отношения. Также значимо выросли показатели самоэффективности в отношениях, коммуникативных навыков, снизился уровень конфликтности в отношениях.

Ссылка на источник.