Робототехника — широкое понятие, в котором есть разные направления. В них можно запутаться. В этой статье Промобот разбирает, какие из умных устройств можно назвать роботами, на какие виды они делятся и чем отличаются друг от друга.
Что вообще такое робот
В мире много разных умных устройств, но роботами являются далеко не все из них. Международный стандарт ISO 8373:2012 определяет робота как «приводной механизм, программируемый по двум и более осям, имеющий некоторую степень автономности, движущийся внутри своей рабочей среды и выполняющий предназначенные ему задачи».
То есть роботом можно назвать любое устройство или механизм, который выполняет предназначенные ему действия и одновременно отвечает трём условиям:
- SENSE: воспринимает окружающий мир с помощью сенсоров. Такими сенсорами могут быть микрофоны, камеры (всех областей электромагнитного спектра), различные электромеханические сенсоры, датчики и прочее.
- THINK: понимает окружающий мир и строит модель поведения, чтобы выполнять предназначенные ему задачи.
- ACT: воздействует на физический мир.
Если хотя бы одно из условий не выполняется, то такое устройство нельзя назвать роботом. Например:
- Беспилотный автомобиль — робот.
- Sense: оснащён камерами и лидаром.
- Think: строит модели, понимает окружающий мир и принимает решения.
- Act: перевозит пассажиров или груз.
- Кофейный автомат — не робот.
- Sense: панель с кнопками или сенсорный дисплей.
- Think: – .
- Act: выдаёт кофе.
Каких видов бывают роботы
Существует принятое деление робототехники на типы в зависимости от общей прикладной области. Для этого используется классификация, предложенная в упомянутом выше стандарте ISO 8373:2012:
- Промышленные роботы. Призваны выполнять задачи по автоматизации производства. Обычно это всевозможные манипуляторы. Например, в Новосибирске учёные разработали робота, который умеет сортировать бытовые отходы.
- Сервисные роботы. Призваны заменить или дополнить человека в решении типовых и рутинных задач в сфере обслуживания. Например, компания OrionStar выпустила робота-баристу Robotic Coffee Master, который умеет варить кофе на уровне мастера
Грубо говоря, промышленные роботы находятся в производственном цеху, а сервисные роботы — за его пределами.
Типы сервисных роботов
В соответствии с классификацией Международной федерацией робототехники (International Federation of Robotics — IFR) сервисная робототехника делится на два типа:
- Персональные. Используются в нашей повседневной жизни:
- Роботы-пылесосы.
- Кухонные роботы.
- Роботы-сиделки.
- Роботы-питомцы.
- Секс-роботы.
- Профессиональные. Используются для извлечения выгоды при оказании различных услуг:
- Роботы-консультанты.
- Роботы-гиды.
- Роботы-администраторы.
- Роботы-курьеры.
- Роботы-диагносты.
Если для разных персональных задач требуются разные модели роботов, то под несколько профессиональных задач можно запрограммировать одну и ту же модель. Например, Promobot V.4 работает в МФЦ Челябинска, полицейским в Дубае, экскурсоводом в Москве и ещё во многих местах под разными должностями. На робота можно устанавливать разные дополнительные устройства: принтер, сканер для документов, банковский терминал и другие. Это помогает ему работать в разных сферах.
Резюмируем
- Устройство может называться роботом, если оно умеет воспринимать и понимать окружающий мир, а также на него воздействовать.
- Роботы могут быть промышленными и сервисными.
- Промышленные роботы помогают автоматизировать производство, а сервисные помогают людям в трудных и рутинных задачах.
- Сервисные роботы могут быть персональными и профессиональными.
- Персональные роботы используются в бытовых задачах, и под каждую нужна отдельная модель.
- Профессиональные роботы используются для бизнес-задач, и одну модель можно запрограммировать под разную функциональность.