Самые слабые сотрудники могут извлечь выгоду от внедрения искусственного интеллекта, который не даёт ощутимого преимущества сильным, а наоборот, выравнивает «игровое поле». Такие выводы сделала группа учёных из Стэнфордского университета и Массачусетского технологического института по результатам своего исследования, которое называют первой серьёзной работой, посвящённой воздействию генеративного искусственного интеллекта на живую рабочую силу.
Исследователи изучали работу 5 179 специалистов службы поддержки одной из компании, занимающейся разработкой ПО для предприятий. Большая их часть находилась на Филиппинах, а остальные работали из США. Все они должны были знать продукт и иметь опыт работы с ним, обладать навыками решения проблем и способностью вести диалог с разозлёнными клиентами. Некоторым из испытуемых был предоставлен доступ к «последней версии» одной из больших языковых моделей (исследователи не уточняют, какую именно модель они использовали). Учёные оценивали производительность работников исходя из того, насколько быстро они решали проблемы клиентов, и сколько обращений обрабатывали в течение часа.
До внедрения искусственного интеллекта самые эффективные работники компании находили решения в два раза быстрее, чем их коллеги. С началом эксперимента у тех, кто использовал ИИ-помощника, производительность выросла на 14% по сравнению с теми, кто работал самостоятельно. При этом самые неопытные и наименее квалифицированные участники эксперимента получили наибольшую выгоду от ИИ-инструментов и смогли выполнять свою работу на 35% быстрее. Отработавшие два месяца новички, получив в напарники искусственный интеллект, сравняли свои показатели с теми, кто работал шесть месяцев, но не использовал ИИ-помощника.
Как констатировали исследователи, внедрение искусственного интеллекта приводит к некоторым улучшениям в работе по всем направлениям, но наибольшую выгоду непропорционально извлекают менее опытные и низкоквалифицированные работники. В то время как их более продуктивные и квалифицированные коллеги уже владеют всеми знаниями и приёмами, на которых учится большая языковая модель. И по мнению экспертов, неравенство в том, кто извлекает выгоду из искусственного интеллекта, может привести к тому, что более продуктивные сотрудники окажутся в худшем положении, чем они были до внедрения ИИ-инструментов.