Швейцарские эксперты из компании Art Recognition решили при помощи нейросети определить подлинность полотна «Самсон и Далила» Питера Пауля Рубенса, которое выставлено в лондонской Национальной галерее. Алгоритм искусственного интеллекта сравнил картину со 148 другими работами художника, благодаря чему определил, что с вероятностью 91% это полотно было написано не нидерландским художником. Эксперты предполагают, что в Национальной галерее хранится ещё одна копия.
«Мы повторили эксперименты, чтобы проверить, не совершили ли ошибку. Однако всегда результат был одинаковым. Каждый фрагмент, каждый квадрат определялся как фальшивый с вероятностью более чем 90%», — заявляет исследователь Карина Поповичи.
Нейросеть отсканировала также другую картину Рубенса — «Вид на Хет Стин ранним утром». Согласно результатам, это полотно с вероятностью 98,76% было написано самим художником. Учёные отмечают, что эта технология может улавливать мельчайшие детали, в том числе мазки кисти, которые уникальны для каждого живописца.
Рубенс написал «Самсона и Далилу» для своего антверпенского патрона Николааса Рококса в 1608-1609 годах. Картина изображает библейский эпизод: Самсон засыпает на коленях своей возлюбленной Далилы. В это время ему состригают волосы, в которых заключалась его сила. В 1640 году картина пропала, найдена она была лишь в 1929 году. Подлинность полотна тогда была подтверждена историком Людвигом Бурхардом. Однако после его смерти эксперты признали, что тот не всегда правильно определял подлинность, выдавая сертификаты ради коммерческих целей.