В Москве, на четвертом этаже нового ТЦ «Щёлковский» 21 декабря 2020 года открыли флагманский офис госуслуг. В штат приняли не только десяток сотрудников, но и роботов — Алекса и Дашу. Они антропоморфные, то есть собраны по образу и подобию человека. Реснички колышутся, скулы сокращаются, голова крутится. А вот руки не двигаются. Только тело слегка подаётся вперёд, когда обращаешься к кому-то из них. Сделала их пермская компания «Промобот».
«Мужская версия сделана на основе внешности нашего основателя Алексея Южакова. Он был первым, с кого сняли данные для робо-копии. Поэтому модель назвали Алексом. Коллеги из «Моих документов» были не против этого имени и оставили его. К тому же, внутри нашего производства есть негласное правило: первая модель начинается на первую букву алфавита: А — Алекс. Первая женская модель работает в пермском МФЦ и тоже начинается на А — её зовут Анна», — рассказывает руководитель пресс-службы «Промобот» Егор Умнов.
Даша уже четвёртая цифровая модель. Её внешность создана российским художником и 3D-скульптором Петром Чегодаевым.
«Они могут консультировать по социально значимым проектам: «Спортивные выходные», «Московское долголетие», помочь выбрать ближайшие офисы госуслуг, рассказать про госпошлину и здоровое питание. Документы пока не оформляют. Да и человека не заменят, могут только копировать, подражать. На тепло и доброту, которые здесь дарят людям, они не способны. Войти в положение, разобрать нестандартную ситуацию и помочь, сделать чуть больше — вряд ли когда-либо смогут», — объясняет руководитель флагманского офиса «Мои документы» в ВАО Олег Шакин.
Даша и Алекс сидят на креслах, в которые встроены динамики, откуда идёт звук. Их камеры распознают лица. Внешность роботов напоминает манекен. Однако разработчики могут оцифровать лицо любого. Голову сканируют, а затем отливают из силикона форму. Далее художник обычной кистью и красками рисует детали.
«За роботами закреплено несколько лингвистов, которые занимаются обучением их диалоговой системы. Обучение будет длиться еще несколько месяцев: чем больше роботы общаются с людьми, тем точнее смогут отвечать на вопросы. Это непрерывный процесс», — рассказывают создатели.
Речевые технологии и машинное обучение уже применяется в России: те же МФЦ, банки, почта. Особенно востребованы они в колл-центрах. Если смотреть в будущее, то голосовые помощники и чат-боты в ближайшие 5-7 лет снимут порядка 80% нагрузки на клиентское обслуживание в коммерческой и государственной сферах. Качество распознавания будет расти, как и синтез речи. Большую часть госуслуг можно будет получить онлайн или во время звонка голосовому помощнику — без очередей и ожидания.