01.03.2021
Наш канал в Telegram: https://t.me/berzaru

В России создан центр технологий искусственного интеллекта при Институте им. Н.Е. Жуковского

Фабрика нейросетей

В России появилась фабрика нейросетей — её специалисты займутся стандартизацией и разработкой систем искусственного интеллекта для всех компаний, планирующих увеличить свою эффективность. Под эту задачу открыт Центр технологий ИИ (ЦТИИ) при Институте им. Н.Е. Жуковского. Среди создаваемых решений: электронные помощники, позволяющие пилотам сажать самолёты в любую погоду, нейросетевой автопилот и навигация для дронов, работающая при отсутствии сигнала GPS. Кроме того, в рамках проекта планируется создание продуктов для оптимизации логистики и решения научных задач.

Искусственный интеллект — один из самых передовых инструментов бизнеса, который позволяет решать разнообразные технические задачи, повышая эффективность процессов и избавляя людей от необходимости заниматься рутинным трудом. Однако если в крупных компаниях имеются специальные отделы по работе с нейросетями, то небольшие организации зачастую не могут нанять необходимых специалистов, что тормозит внедрение технологий. Изменить эту ситуацию может открытие Центра технологий искусственного интеллекта (ЦТИИ) при Институте им. Н.Е. Жуковского — в нём будут создаваться нейросети для решения задач конкретных компаний, которые хотят отдать эту работу на аутсорсинг.

— В нашей работе мы сконцентрировались на обучении глубоких нейронных сетей, дающих наилучший результат при обработке данных за счёт своей многоуровневой структуры, которая насчитывает тысячи слоев. Такая структура уже сейчас позволяет искусственному интеллекту превосходить человеческие возможности, — рассказал руководитель ЦТИИ, академик РАН Сергей Желтов.

Для глубокого обучения нейросетей в новом центре используются высокопроизводительные вычислительные системы, которые базируются на отечественных процессорах «Эльбрус-8С» и графических картах. Это позволяет проводить подготовку систем искусственного интеллекта на миллионах и миллиардах примеров, добиваясь от них самого высокого качества работы. Причём дальнейшая эксплуатация получившихся с помощью суперкомпьютеров нейросетей не потребует больших вычислительных ресурсов, что позволит совместить их с бортовым оборудованием летательных аппаратов и стандартными серверами компаний. С помощью подготовленных в технологическом центре систем можно будет решать самые разнообразные бизнес-задачи.

— Это могут быть как решения для обработки изображений, так и системы, которые работают со звуком или анализируют логистические схемы для выбора оптимальных маршрутов поездок. Также сюда следует включить разнообразные научно-технические задачи. Например, связанные с предсказанием свойств химических молекул или продвинутым обучением робототехники, — пояснил начальник подразделения «Системы интеллектуального анализа данных, технического зрения, улучшенного и синтезированного видения» ФГУП «ГосНИИАС» Юрий Визильтер.

Ожидается, что развитие центра ускорит темпы внедрения нейросетевых инструментов, что повлияет на общую конкурентоспособность российского бизнеса.

Также новый центр будет создавать решения для оборонных и авиационных предприятий. В частности, по словам Сергея Желтова, усилия специалистов будут направлены на технологии распознавания изображений, что позволит создавать программы, направленные на лучшую ориентацию человека в пространстве.

Особенно это будет актуально для пилотов, которые могут совершать ошибки в условиях недостаточной видимости во время полета. Например, снизить вероятность аварий можно, установив на самолет систему улучшенного видения, которая будет получать информацию от находящихся на фюзеляже камер и обрабатывать её, улучшая качество картинки. Затем изображение будет транслироваться в кабине, позволяя лётчику вовремя увидеть препятствия (природные объекты, здания или технику), которые могут помешать полёту. Создаваемые нейросети могут быть полезны и в случае их внедрения в беспилотную авиацию.

— Сигнал GPS, по которому ориентируются современные дроны, может неожиданно прерываться во время полёта, дезориентируя машину в пространстве. В будущем этого позволит избежать дополнительная система навигации, которая может определять местоположение беспилотника по анализу снимков с его камер — с помощью нейросети они будут привязываться к конкретным местам на карте, — отметил Сергей Желтов.

Кроме того, усилению безопасности полётов дронов послужит нейросетевая система управления, которая будет обучаться пилотированию в виртуальной среде при постоянном учёте возможных ошибок. По словам экспертов, такой подход значительно надёжнее классического автопилота, работа которого основана на стандартных математических алгоритмах и не всегда может гарантировать успешный выход из критических ситуаций.

— Проблема с прерыванием сигнала GPS действительно существует и особенно остро проявляется в полётах на длинные дистанции (от 10 км и больше). Поэтому дополнительные нейросетевые системы навигации актуальны и могут пользоваться спросом на рынке, — рассказал генеральный директор компании Skyeer Александр Рыжов.

По словам эксперта, предложенные продукты при условии их качественной реализации могут повысить безопасность полётов, что должно снять часть ограничений на использование техники. В результате желательно получить положительную реакцию государства в виде открытия воздушного пространства для большего количества беспилотников.

Ссылка на источник.